Ральф Касперс. Фотография в московском музее современного искусства

Впервые в России Московский музей современного искусства представляет персональную выставку немецкого фотографа Ральфа Касперса (Ralf Kaspers). Он родился в 1957 году в Дюссельдорфе, там же с 1977 по 1982 годы изучал фотографию и графику в Академии визуальных искусств. Касперс органично влился в состав знаменитой дюссельдорфской школы концептуальной фотографии. В Москве уже проходили выставки её наиболее известных представителей — Бернда и Хиллы Бехеров (2010), и Андреаса Гурски (2008). Этот ряд логически продолжает ретроспектива Ральфа Касперса, включающая более 25 крупноформатных фотографий, в том числе работы текущего года.

Ральф Касперс работает с чрезвычайно широким диапазоном сюжетов. С одной стороны, ему близки монументальные темы — природа, городские виды и архитектура, снятые в самых разных точках планеты, от Токио до Нью-Йорка, от Бангкока до пустыни Серенгети. Среди знаковых кадров Касперса — такие грандиозные «церемониальные» сооружения, как Стоунхендж, нью-йоркская Фондовая биржа и московский стадион «Лужники». С другой стороны, фотографа интересует нечто совершенно противоположное — орнаментальный микромир, состоящий из бесконечных сочетаний одинаковых мелких предметов. Объектом пристального рассматривания сквозь объектив может стать всё что угодно – мухи, чёрная икра, обрезки ногтей, пустые гильзы, золотые слитки, пули для автомата Калашникова, купюры достоинством в 500 евро…

В чём секрет единства этого разнообразного мира? Постоянная смена тем и сюжетов даёт автору возможность исследовать важнейшие художественные категории — форму, фактуру, ритм. Однако сосредоточенность на изобразительных качествах не мешает Касперсу обращаться к «вечным» вопросам о добре и зле, религиозных верованиях, исторической вине или искушениях богатства. Последняя тема появляется у художника в нескольких трактовках: это и панорамы торговых залов на фондовых биржах Нью-Йорка, Токио и Франкфурта (2007), и композиции с чёрной икрой или золотыми слитками (2008), и «твердыня» под названием «Один миллион евро» (2007), и многое другое. Занимает Касперса и проблема исторической морали: одна из самых известных его работ — «Документ F321» (2007) — представляет собой снимок потрёпанного временем отчёта о немецких концлагерях, подготовленного к началу Нюрнбергского процесса. Но при этом в произведениях художника мораль чётко отделена от формы: так, «Документ F321» парит в пространстве снимка, выпадает из исторического контекста и превращается в почти абстрактный феномен. По тому же принципу создан и «Стадион „Лужники“» (2008). Здесь изображено реальное место, но цифровая обработка привела к тому, что наибольшее впечатление производит чистота геометрии — сочетание форм квадрата, круга и овала.

На этой фотографии стадион пуст, но в других работах Ральфа Касперса людям находится место. Они редко показаны портретно, а чаще стоят толпами у камней Стоунхенджа или кремлёвской стены. Зритель может легко почувствовать себя одним из персонажей, мысленно преодолеть границу изображения и войти в его пространство. Этот опыт смогут пережить посетители нынешней выставки в Московском музее современного искусства, которая открывает новые грани творчества Ральфа Касперса, позволяя глубже проникнуть в его удивительный предметный мир.

Партнер выставки — Quintessentially

наверх