Рауф Мамедов. Прерванный ужин

На выставке Рауфа Мамедова в пространстве Frolov Gallery представлены работы разных лет: диптих «Благовещение» из проекта «Семь библейских сцен» (1996-1997), три полиптиха «Тайная вечеря» (1996-1997), «Игры на подоконниках» (2003), «Пьета» (2005), объединенные в одну трилогию, а также девятичастный «Ужин в Эммаусе» (2007).

Все эти работы уже неоднократно выставлялись и по отдельности на различных выставках, и все вместе на большой ретроспективе в Московском музее современного искусства (2011). Но сейчас эта выставка Рауфа Мамедова особенно актуальна.

С одной стороны, его творчество на протяжении уже многих лет обращено к извечным темам и библейским сюжетам.
С другой стороны, оставаясь в современном контексте постмодернизма, оно не стремиться быть скандальным и провокативным. Оно – вне времени. Оно – актуально, и оно – вечно.

О ЦИКЛАХ РАУФА МАМЕДОВА

Произведения Рауфа Мамедова привлекают к себе внимание нечастыми, но неизменно яркими, запоминающимися проектами вот уже более десятилетия. Они привлекают многими своими качествами.

Во-первых, своим очевидным профессионализмом: ведь все его композиции свидетельствуют о бесспорном режиссерском даровании автора, работавшего не над одним игровым или документальным фильмом, и потому умеющего выстроить мизансцену, а каждому образу придать необычайную убедительность – Мамедов не понаслышке знает, что такое кастинг и найденный типаж.

Во-вторых, обращением средствами современной высокотехнологичной фотографии к вечным мотивам и темам классической живописи старых мастеров – как в формальном (жанр полиптиха, композиционное построение каждой части, подчиненное общему решению целого), так и в содержательном (обращение к ключевым эпизодам земной жизни Христа) смыслах этого понятия.

И, наконец, в третьих – ярким гуманистическим посылом, поскольку все персонажи работ Мамедова – люди, страдающие отставанием в интеллектуальном развитии или какими-либо физическими несовершенствами. Созерцание этих людей, представляющих сцены из Священного писания, придает зрителям чувства искреннего, но не принижающего, а, напротив, возвышающего, очищающего, то есть, истинно христианского, сострадания и одновременно адресует им мощнейший импульс толерантности по отношению к тем, кто не таков, как большинство других. Стоит ли говорить, что эти качества имеют в сегодняшней российской действительности особую и неизменную актуальность.

Циклы Рауфа Мамедова воплощают важнейшую тенденцию постмодернистского художественного дискурса, опирающегося на широко понимаемую цитатность как смыслообразующий базовый принцип построения образа и на принцип отстранения автора от воплощаемого им сюжета, оставляющего пространство для комментирующего высказывания. Это очень значительные работы, представляющие бесспорную художественную ценность и являющиеся одними из самых ярких явлений современного российского искусства.

Работы Рауфа Мамедова хорошо известны в художественном мире, неоднократно выставлялись в России и за рубежом на персональных и различных групповых экспозициях, и хранятся в престижных собраниях как в России (Московский музей современного искусства; Фонд культуры «Екатерина», Москва; Новый музей, Санкт-Петербург), так и за ее пределами (Тель-Авивский музей изобразительных искусств, Израиль; West Collection, США и др.).

А.В. Толстой
доктор искусствоведения
действительный член Российской Академии художеств

Рауф Мамедов родился в городе Гянджа (Азербайджан) в 1956 году. В 1973 году поступил в Азербайджанский сельскохозяйственный институт. На втором курсе оставил учебу в институте и пошел служить в Советскую армию. После службы в армии с 1976 по 1980 работал слесарем, затем шофером, а позже санитаром в психиатрической больнице. С 1980 по 1985 учился и закончил режиссерское отделение Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова. С 1985 работает кинорежиссером. С 1996 года занимается художественными проектами. С 2012 преподает в Британской Высшей школе дизайна. Живет и работает в Москве.

Работы Рауфа Мамедова находятся в следующих коллекциях (выборочно):

Московский музей современного искусства, Москва, Россия
Мультимедиа Арт Музей / Московский Дом фотографии, Москва, Россия
Фонд Екатерина, Москва, Россия
Новый музей, Санкт-Петербург, Россия
Тель-Авивский музей изобразительных искусств, Тель-Авив, Израиль
WEST COLLECTION, Филадельфия, США
Собрание Виктора Бондаренко, Москва, Россия
Собрание Шалвы Бреуса, Москва, Россия
Собрание Александра Смузикова, Москва, Россия
Собрание Ольги Слуцкер, Москва, Россия
Собрание Петра Авена, Москва, Россия
Собрание Сэра Энтони Хопкинса, Лондон, Великобритания

наверх